Романский стиль в интерьере
Существенное влияние на формирование эстетических воззрений эпохи Средневековья оказало учение Аврелия Августина (345-430 гг.). Как человек, обладающий развитым чувством прекрасного, он мог чувствовать красоту земного мира. Однако, как христианин, Августин видел четкую границу между зримой и божественной красотой. Предметом изучения было соотношение безобразного и прекрасного. Августин отождествлял красоту с формой, соразмерностью и порядком, а ее высшим проявлением считал единство.
Искусство раннего Средневековью подчинялось теологическому духу эпохи, а также эстетическим взглядам церковнослужителей. Художественный стиль, господствующий в 6-12 веках, называют "романским". Происхождение термина относится к 19 столетию и связано со сходством зданий, обнаруженных французскими археологами во время раскопок, с архитектурными сооружениями Древнего Рима. К слову сказать, романский стиль считается первым общеевропейским стилем.
Главенствующая роль в романском стиле была отведена архитектуре. В строительстве зданий придерживались определенных канонов, которые диктовались отцами церкви. Замки, монастыри и храмы того времени отличались строгостью и простотой оформления.
В эпоху междоусобиц основной функцией каменных сооружений была защита их хозяев. Как следствие, жилища-крепости строились на откосах рек и холмах, обносились массивными стенами и глубокими рвами. Неотъемлемой частью любого замка были башни, которые позволяли вести наблюдение за приближающимся врагом, а также служили своеобразным показателем достатка хозяина. Узкие окна имели не только круглую или четырехугольную форму, но иногда выполнялись в виде трилистника, глаз или ушей. Вселить страх — такой была основная задачи этих архитектурных сооружений.
Не менее значимым представителем романской архитектуры считается монастырский собор. В эпоху Средневековья в них кипела жизнь — постоянно пребывали паломники, работали мастера-ремесленники. Поэтому соборы, конструкция которых была заимствована у храмов раннехристианского периода, создавались не как обитель святого божества, а как пристанище для молящихся.
Средневековые соборы поражают своим величием и мощью, простотой и ясностью форм. Несмотря на это, возвышенная атмосфера в храмах создает ощущение подавленности и тяжести.
Первые соборы в романском стиле были с плоскими потолками, а позже в качестве перекрытия внутренних помещений стали использовать полукруглые каменные своды. Чтобы они не обрушивались, строились массивные и тяжелые стены, которые изнутри украшались фресками или ткаными коврами, а снаружи — раскрашенными рельефами. Большое количество окон обеспечивало обилие света в храмах. Значимость вместительного центрального нефа подчеркивалась с помощью интерьера.
Для романского стиля характерна тесная взаимосвязь архитектуры и скульптуры, призванной поражать, украшать, просвещать и воспитывать в человеке стремление к религиозности. Скульптура была проявлением отрешенности от всего земного, в ней телесность побеждалась силой духа.
Кроме этого, с эпохой Средневековья связано развитие таких видов живописи, как миниатюра (обязательное присутствие иллюстраций в книгах) и монументальная живопись, которая играла важную роль в организации интерьера романских соборов (основные сюжеты — библейские). Также, широкое распространение получил витраж.
Смотрите также
Тренды дизайна - прихожая